Правила технической эксплуатации швартовного устройства

  • Столбы, тросы, шарики, направляющие ролики всегда должны быть достаточно гладкими, чтобы предотвратить преждевременный износ тросов. Ролики, ролики и другие подвижные части должны легко вращаться, быть хорошо разнесены и смазаны. Цепные и тросовые стопоры, глагол должен быть в порядке.
  • При наличии автоматических швартовных лебедок и вращающихся швартовных труб ролики швартовок проворачивать через равные промежутки времени и регулярно смазывать трущиеся детали.
  • На судах, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости наливом с температурой вспышки паров ниже 600С, разрешается применять стальные тросы только на палубах надстроек, не являющихся верхом переборок, если через эти палубы не проходят трубопроводы для приема и выгрузки груза. Использование канатов из синтетического волокна на танкерах возможно только при наличии специального разрешения регистратуры (при обрыве этих канатов возможно искрение).
  • Все концы, тросы, кранцы, маты, литые тросы должны быть вовремя высушены, металлические детали должны быть очищены и смазаны.
  • Когда судно пришвартовано, необходимо сделать следующее:
    • а) запрещается оставлять стальные швартовые концы на мачтах брашпиля даже на короткое время, так как при натяжении или рывке швартовных канатов могут погнуться валы механизмов;
    • б) в местах с резкими колебаниями уровня воды в качестве швартовных концов рекомендуется использовать растительные тросы или тросы из синтетических материалов;
    • в) при погрузке и разгрузке необходимо проверять, чтобы все швартовые канаты были одинаково натянуты, не имели слишком большого провисания или не были слишком натянуты. Особое внимание следует уделить швартовным тросам в портах, где происходят колебания уровня воды;
    • г) при сильном ветре или течении анкерные канаты, испытывающие наибольшее напряжение, должны быть натянуты равномерно. При волнении швартовы должны иметь некоторую слабину, чтобы уменьшить натяжение при раскачивании судна;
    • д) во время дождя швартовы и сильфоны из растительных тросов необходимо периодически травить, так как при намокании они укорачиваются на 10 — 12 % и могут треснуть.
  • Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любой точке его длины, равной восьми диаметрам, количество обрывов троса составляет 10% и более от общего числа тросов, а также при чрезмерной деформации троса.
  • Установочный кабель необходимо заменить, если он оборван, поврежден, сильно изношен или деформирован.
  • Синтетические канаты подлежат замене, если в их рабочей части при длине, равной восьми диаметрам для скрученных восьми проволок, количество обрывов и повреждений в виде трещин проволок составляет 15 % и более от числа проволок в канате. (Рисунок 1).
  • Ролики для тюков, направляющие ролики, кнехты, канаты и швартовные барабаны не должны иметь чрезмерного износа, разрывов или повреждений. Если в этих конструкциях обнаружены трещины, их необходимо немедленно отремонтировать или заменить.

Правила технической эксплуатации швартовного устройства

Рис. 1 Поврежденный швартовный трос

Техника безопасности при выполнении швартовных операций

  1. При подготовке к швартовке капитан должен находиться на ходовом мостике и лично контролировать маневры судна.
  2. Перед швартовкой к причалу необходимо закрыть иллюминаторы со стороны причала.
  3. Перед началом швартовных работ убедитесь в исправности и исправности швартовных механизмов и прицелов.
  4. Запускать швартовные механизмы только по команде ответственного лица.
  5. Для швартовных работ используйте только ремонтопригодные тросы. Не работайте со стальными тросами, у которых торчат сломанные концы проводов, оборванные провода или трос деформирован.
  6. Не допускайте пребывания посторонних лиц на месте швартовки (рис. 2).
  7. Готовясь к швартовным работам, расстелите по палубе канаты нужной длины. Не тяните веревку непосредственно с катушек или видов.
  8. Когда перестанете бросать, предупредите криком «Осторожно!”.
  9. Не допускайте сильного провисания швартовного каната, вытягивая его за литой конец. Через тумбу протравите тяжелые тросы, наденьте на нее один или два шланга.
  10. Не используйте руки или ноги, чтобы остановить выходящий кабель.
  11. Не стойте внутри шлангов швартовных тросов, расположенных поперек палубы. Отправляя трос для швартовки, снимите его за камешки.
  12. При укладке троса на кнехт следите за тем, чтобы на нем не образовывались камешки, в противном случае швартовочный конец доводите до упора, расправляете все образовавшиеся камешки и только потом снова надеваете его на кнехт.
  13. После взятия швартовного троса на стопор не находиться впереди по направлению его натяжения и ближе 1 метра от места наложения стопора (для синтетических канатов — не ближе 2 метров).
  14. Отпуская стопор, оставайтесь только на стороне, противоположной натяжению швартового каната и в стороне от натяжного каната.
  15. Проветрите кабель из колодца, встаньте за отсек лицом в направлении движения воздушного кабеля и отпустите шланги вперед от себя.
  16. Подбирать и тянуть швартовые канаты только по команде лица, ответственного за швартовку.
  17. При подборе или ослаблении швартовых тросов держите ходовой конец от кнехтов или барабана швартовного механизма ближе, чем на 1 метр.
  18. В конце швартовки на верхние шланги стального троса, намотанного на кнехты, накладывают спички из тонкого растительного троса.
  19. При подтягивании от тумбы к туго натянутому тросу, после снятия упора, ослабьте трос до образования провисания. Только после этого шланги снимаются с тумбы.
  20. Не находиться на линии натяжения выбранного троса или подвесного троса, а также вблизи тумбы и роликов.
  21. Не цепляйте и не травите кабели, если с ними работают катки или баржи для тюков (освобождение застрявших кабелей и т д.).
  22. Не протягивайте швартовы через тросы без специальных крючков.
  23. При швартовных работах нельзя держать руки на башне фальшборта, не наклоняться над ней.
  24. Не перемещайтесь от корабля к причалу, от причала к кораблю или от корабля к кораблю, пока швартовка не будет завершена.
  25. При вытаскивании швартовного троса с помощью лодки или моторной лодки соберите достаточное количество кабельных трубок для свободного вытаскивания.
  26. Не поднимайте швартовный трос, который несет лодка, пока лодка не освободится от троса и не отойдет от него на безопасное расстояние.
  27. Если человек находится на швартовной бочке, не тяните хвост и не поднимайте швартов.
  28. Укладывать дополнительные тросы на барабан швартовной лебедки, кабестан или брашпиль только при остановленном механизме. Не ослабляйте канат с вращающегося барабана швартовного механизма, когда барабан вращается против натяжения.
  29. После окончания швартовных работ убрать свободные тросы на вьюхе или в бухтах и ​​отключить механизмы.
  30. Запуская линеметную ракету, убедитесь, что линия направлена ​​против ветра. Стреляйте линейной ракетой так, чтобы она отстала от цели и накрыла ее своей линией.
  31. На швартовных палубах опасные зоны для экипажа должны быть отмечены отличительным цветом в случае сильного ослабления швартовных тросов или обрыва (рис. 3).

Правила технической эксплуатации швартовного устройства

Рис. 2 Работа экипажа при швартовке судна

Правила технической эксплуатации швартовного устройства

Рис. 3 опасные зоны на причальной палубе

Общие принципы выполнения швартовых операций

Швартовные операции судна можно разделить на следующие виды:

  • швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельно, буксирами, в разных условиях);
  • швартовка/отшвартовка судна к другому судну (на ходу; к судну на якоре; к судну в эксплуатации);
  • швартовка/отшвартовка судна к специализированным буям и бочкам.

В зависимости от действующих сил и факторов выбирается способ маневрирования судна при подходе к причалу и у причала (рис. 4). Характер маневрирования в каждом отдельном случае определяется размерами акватории и ее плотностью, влиянием внешних факторов и, конечно же, маневренностью судна.

Правила технической эксплуатации швартовного устройства

Рис. 4 Неудачная швартовка корабля

Из-за многообразия сочетаний факторов, влияющих на условия безопасного выполнения швартовных операций, представляется затруднительным обеспечить единую схему маневрирования, пригодную для всех случаев швартовных операций. В то же время морской практикой разработан и апробирован ряд положений, знание которых позволит штурману составить оптимальный план маневрирования с учетом конкретной обстановки.

  1. Перед началом маневра корабль должен иметь минимально возможную в данных условиях скорость.
  2. При движении судна с малой скоростью руль оказывает наибольшее влияние на поведение судна при движении гребного винта вперед и практически не влияет при движении гребного винта задним ходом (при классическом пассивном типе руля).
  3. В момент движения задним ходом и при работе в дальнейшем на заднем гребном винте корма имеет тенденцию к отклонению влево у кораблей с ВФС. Эта тенденция усиливается, если судно имеет кормовой дифферент.
  4. Указанное влияние гребного винта на управляемость судна следует учитывать при повороте судна на ограниченной акватории, когда невозможно повернуть судно под действием только одного руля из-за того, что диаметр циркуляции превышает размер акватории. В таких условиях судно с винтом правого вращения целесообразно выполнять поворотом правого борта с периодическим реверсом двигателя.
  5. При повороте судна при использовании руля вблизи причальных сооружений, подводных и надводных опасностей, знаков навигационных ограждений или других плавсредств следует учитывать, что при повороте судно дрейфует в сторону, противоположную рулю изменять.
  6. Первый контакт корабля с причалом должен происходить в районе одной из его оконечностей, удаленной от ЦТ корабля. Для судна с винтом без подруливающего устройства к причалу подводится первый конец причала, который в данный момент менее управляем — это носовой.
  7. Оптимально, когда оно находится на завершающем этапе подхода судна к причалу, имеет боковое смещение в сторону причала с одновременным наличием вращательного движения.
  8. Когда судно находится в непосредственной близости от прочной причальной стенки, гребной винт, работающий задним ходом, всегда будет отбрасывать корму от причала независимо от направления вращения.
  9. Независимо от того, планируется ли швартовка с разблокировкой или без нее, перед маневрированием якоря должны быть подготовлены к разблокировке.
  10. Перед швартовкой все швартовные механизмы должны быть подготовлены к работе и испытаны на холостом ходу, а сами швартовные механизмы выкатываются из бухт или швартовных видов и распределяются длинными шлангами по палубе. Швартовы должны быть пропущены через тросы наружу и загнуты внутрь судна вдоль борта причаливания судна. На носу и корме судна должно быть подготовлено не менее 3 — 4 линей, а также необходимое количество кранцев. Стопоры троса должны быть прикреплены к соответствующим тумбам. Рекомендуется иметь заранее спроектированную компоновку для оптимальной постановки причалов. Заранее необходимо произвести общую подготовку судна к швартовке, а также при постановке судна на якорь (рис. 5).
  11. В условиях, затрудняющих маневрирование судна (гидрометеорологические условия, стесненные условия при подходе к причалу), рекомендуется швартоваться с вытаскиванием якоря «снаружи» судна. Длина якорной цепи рассчитывается как полторы высоты клюзы от земли. Волочение якоря по грунту при швартовных работах допускается, если это позволяют глубины и есть уверенность в чистоте и пригодности грунта по своим характеристикам для вытаскивания якоря.

Правила технической эксплуатации швартовного устройства

Рис. 5 План криволинейных швартовных линий на судне, стоящем боком к причалу: 1 — носовой продольный; 2 — давление дуги; 3 — носовое перо; 4 — кормовая рессора; 5 — кормовой хомут; 6 — корма продольно

Рекомендуемое чтение:
Управление судами при швартовных операциях
Организация несения вахты при стоянке судна на якоре

Dream-yachts
Добавить комментарий