- Столбы, тросы, шарики, направляющие ролики всегда должны быть достаточно гладкими, чтобы предотвратить преждевременный износ тросов. Ролики, ролики и другие подвижные части должны легко вращаться, быть хорошо разнесены и смазаны. Цепные и тросовые стопоры, глагол должен быть в порядке.
- При наличии автоматических швартовных лебедок и вращающихся швартовных труб ролики швартовок проворачивать через равные промежутки времени и регулярно смазывать трущиеся детали.
- На судах, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости наливом с температурой вспышки паров ниже 600С, разрешается применять стальные тросы только на палубах надстроек, не являющихся верхом переборок, если через эти палубы не проходят трубопроводы для приема и выгрузки груза. Использование канатов из синтетического волокна на танкерах возможно только при наличии специального разрешения регистратуры (при обрыве этих канатов возможно искрение).
- Все концы, тросы, кранцы, маты, литые тросы должны быть вовремя высушены, металлические детали должны быть очищены и смазаны.
- Когда судно пришвартовано, необходимо сделать следующее:
- а) запрещается оставлять стальные швартовые концы на мачтах брашпиля даже на короткое время, так как при натяжении или рывке швартовных канатов могут погнуться валы механизмов;
- б) в местах с резкими колебаниями уровня воды в качестве швартовных концов рекомендуется использовать растительные тросы или тросы из синтетических материалов;
- в) при погрузке и разгрузке необходимо проверять, чтобы все швартовые канаты были одинаково натянуты, не имели слишком большого провисания или не были слишком натянуты. Особое внимание следует уделить швартовным тросам в портах, где происходят колебания уровня воды;
- г) при сильном ветре или течении анкерные канаты, испытывающие наибольшее напряжение, должны быть натянуты равномерно. При волнении швартовы должны иметь некоторую слабину, чтобы уменьшить натяжение при раскачивании судна;
- д) во время дождя швартовы и сильфоны из растительных тросов необходимо периодически травить, так как при намокании они укорачиваются на 10 — 12 % и могут треснуть.
- Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любой точке его длины, равной восьми диаметрам, количество обрывов троса составляет 10% и более от общего числа тросов, а также при чрезмерной деформации троса.
- Установочный кабель необходимо заменить, если он оборван, поврежден, сильно изношен или деформирован.
- Синтетические канаты подлежат замене, если в их рабочей части при длине, равной восьми диаметрам для скрученных восьми проволок, количество обрывов и повреждений в виде трещин проволок составляет 15 % и более от числа проволок в канате. (Рисунок 1).
- Ролики для тюков, направляющие ролики, кнехты, канаты и швартовные барабаны не должны иметь чрезмерного износа, разрывов или повреждений. Если в этих конструкциях обнаружены трещины, их необходимо немедленно отремонтировать или заменить.
Рис. 1 Поврежденный швартовный трос
Техника безопасности при выполнении швартовных операций
- При подготовке к швартовке капитан должен находиться на ходовом мостике и лично контролировать маневры судна.
- Перед швартовкой к причалу необходимо закрыть иллюминаторы со стороны причала.
- Перед началом швартовных работ убедитесь в исправности и исправности швартовных механизмов и прицелов.
- Запускать швартовные механизмы только по команде ответственного лица.
- Для швартовных работ используйте только ремонтопригодные тросы. Не работайте со стальными тросами, у которых торчат сломанные концы проводов, оборванные провода или трос деформирован.
- Не допускайте пребывания посторонних лиц на месте швартовки (рис. 2).
- Готовясь к швартовным работам, расстелите по палубе канаты нужной длины. Не тяните веревку непосредственно с катушек или видов.
- Когда перестанете бросать, предупредите криком «Осторожно!”.
- Не допускайте сильного провисания швартовного каната, вытягивая его за литой конец. Через тумбу протравите тяжелые тросы, наденьте на нее один или два шланга.
- Не используйте руки или ноги, чтобы остановить выходящий кабель.
- Не стойте внутри шлангов швартовных тросов, расположенных поперек палубы. Отправляя трос для швартовки, снимите его за камешки.
- При укладке троса на кнехт следите за тем, чтобы на нем не образовывались камешки, в противном случае швартовочный конец доводите до упора, расправляете все образовавшиеся камешки и только потом снова надеваете его на кнехт.
- После взятия швартовного троса на стопор не находиться впереди по направлению его натяжения и ближе 1 метра от места наложения стопора (для синтетических канатов — не ближе 2 метров).
- Отпуская стопор, оставайтесь только на стороне, противоположной натяжению швартового каната и в стороне от натяжного каната.
- Проветрите кабель из колодца, встаньте за отсек лицом в направлении движения воздушного кабеля и отпустите шланги вперед от себя.
- Подбирать и тянуть швартовые канаты только по команде лица, ответственного за швартовку.
- При подборе или ослаблении швартовых тросов держите ходовой конец от кнехтов или барабана швартовного механизма ближе, чем на 1 метр.
- В конце швартовки на верхние шланги стального троса, намотанного на кнехты, накладывают спички из тонкого растительного троса.
- При подтягивании от тумбы к туго натянутому тросу, после снятия упора, ослабьте трос до образования провисания. Только после этого шланги снимаются с тумбы.
- Не находиться на линии натяжения выбранного троса или подвесного троса, а также вблизи тумбы и роликов.
- Не цепляйте и не травите кабели, если с ними работают катки или баржи для тюков (освобождение застрявших кабелей и т д.).
- Не протягивайте швартовы через тросы без специальных крючков.
- При швартовных работах нельзя держать руки на башне фальшборта, не наклоняться над ней.
- Не перемещайтесь от корабля к причалу, от причала к кораблю или от корабля к кораблю, пока швартовка не будет завершена.
- При вытаскивании швартовного троса с помощью лодки или моторной лодки соберите достаточное количество кабельных трубок для свободного вытаскивания.
- Не поднимайте швартовный трос, который несет лодка, пока лодка не освободится от троса и не отойдет от него на безопасное расстояние.
- Если человек находится на швартовной бочке, не тяните хвост и не поднимайте швартов.
- Укладывать дополнительные тросы на барабан швартовной лебедки, кабестан или брашпиль только при остановленном механизме. Не ослабляйте канат с вращающегося барабана швартовного механизма, когда барабан вращается против натяжения.
- После окончания швартовных работ убрать свободные тросы на вьюхе или в бухтах и отключить механизмы.
- Запуская линеметную ракету, убедитесь, что линия направлена против ветра. Стреляйте линейной ракетой так, чтобы она отстала от цели и накрыла ее своей линией.
- На швартовных палубах опасные зоны для экипажа должны быть отмечены отличительным цветом в случае сильного ослабления швартовных тросов или обрыва (рис. 3).
Рис. 2 Работа экипажа при швартовке судна
Рис. 3 опасные зоны на причальной палубе
Общие принципы выполнения швартовых операций
Швартовные операции судна можно разделить на следующие виды:
- швартовка/отшвартовка судна к причалу (самостоятельно, буксирами, в разных условиях);
- швартовка/отшвартовка судна к другому судну (на ходу; к судну на якоре; к судну в эксплуатации);
- швартовка/отшвартовка судна к специализированным буям и бочкам.
В зависимости от действующих сил и факторов выбирается способ маневрирования судна при подходе к причалу и у причала (рис. 4). Характер маневрирования в каждом отдельном случае определяется размерами акватории и ее плотностью, влиянием внешних факторов и, конечно же, маневренностью судна.
Рис. 4 Неудачная швартовка корабля
Из-за многообразия сочетаний факторов, влияющих на условия безопасного выполнения швартовных операций, представляется затруднительным обеспечить единую схему маневрирования, пригодную для всех случаев швартовных операций. В то же время морской практикой разработан и апробирован ряд положений, знание которых позволит штурману составить оптимальный план маневрирования с учетом конкретной обстановки.
- Перед началом маневра корабль должен иметь минимально возможную в данных условиях скорость.
- При движении судна с малой скоростью руль оказывает наибольшее влияние на поведение судна при движении гребного винта вперед и практически не влияет при движении гребного винта задним ходом (при классическом пассивном типе руля).
- В момент движения задним ходом и при работе в дальнейшем на заднем гребном винте корма имеет тенденцию к отклонению влево у кораблей с ВФС. Эта тенденция усиливается, если судно имеет кормовой дифферент.
- Указанное влияние гребного винта на управляемость судна следует учитывать при повороте судна на ограниченной акватории, когда невозможно повернуть судно под действием только одного руля из-за того, что диаметр циркуляции превышает размер акватории. В таких условиях судно с винтом правого вращения целесообразно выполнять поворотом правого борта с периодическим реверсом двигателя.
- При повороте судна при использовании руля вблизи причальных сооружений, подводных и надводных опасностей, знаков навигационных ограждений или других плавсредств следует учитывать, что при повороте судно дрейфует в сторону, противоположную рулю изменять.
- Первый контакт корабля с причалом должен происходить в районе одной из его оконечностей, удаленной от ЦТ корабля. Для судна с винтом без подруливающего устройства к причалу подводится первый конец причала, который в данный момент менее управляем — это носовой.
- Оптимально, когда оно находится на завершающем этапе подхода судна к причалу, имеет боковое смещение в сторону причала с одновременным наличием вращательного движения.
- Когда судно находится в непосредственной близости от прочной причальной стенки, гребной винт, работающий задним ходом, всегда будет отбрасывать корму от причала независимо от направления вращения.
- Независимо от того, планируется ли швартовка с разблокировкой или без нее, перед маневрированием якоря должны быть подготовлены к разблокировке.
- Перед швартовкой все швартовные механизмы должны быть подготовлены к работе и испытаны на холостом ходу, а сами швартовные механизмы выкатываются из бухт или швартовных видов и распределяются длинными шлангами по палубе. Швартовы должны быть пропущены через тросы наружу и загнуты внутрь судна вдоль борта причаливания судна. На носу и корме судна должно быть подготовлено не менее 3 — 4 линей, а также необходимое количество кранцев. Стопоры троса должны быть прикреплены к соответствующим тумбам. Рекомендуется иметь заранее спроектированную компоновку для оптимальной постановки причалов. Заранее необходимо произвести общую подготовку судна к швартовке, а также при постановке судна на якорь (рис. 5).
- В условиях, затрудняющих маневрирование судна (гидрометеорологические условия, стесненные условия при подходе к причалу), рекомендуется швартоваться с вытаскиванием якоря «снаружи» судна. Длина якорной цепи рассчитывается как полторы высоты клюзы от земли. Волочение якоря по грунту при швартовных работах допускается, если это позволяют глубины и есть уверенность в чистоте и пригодности грунта по своим характеристикам для вытаскивания якоря.
Рис. 5 План криволинейных швартовных линий на судне, стоящем боком к причалу: 1 — носовой продольный; 2 — давление дуги; 3 — носовое перо; 4 — кормовая рессора; 5 — кормовой хомут; 6 — корма продольно
Рекомендуемое чтение:
Управление судами при швартовных операциях
Организация несения вахты при стоянке судна на якоре