Управление судном при плавании во льдах

Особенности судовождения в ледовых условиях зависят от района плавания и присущего ему ледового режима, который в свою очередь зависит от многих факторов: географического положения района, характера течений, солености и температуры воды, ветров, приливо-отливных явлений, наличия рек, впадающих в моря в данном районе.

Сведения о ледовых режимах даются в гидрометеорологических очерках ло­ции, состоящих из характеристик метеорологической, гидрологической и ледового режима.

Иллюстративным материалом к таким очеркам служат атласы физико­географических данных, карты льдов и гидрометеорологические карты, специаль­ные приложения к лоциям.

Располагая указанными пособиями, а также данными ледового патруля, ме­теорологических станций, авиаразведок и прочими источниками, судоводитель может получить в большинстве случаев достаточно точное представление о рас­пределении льдов, о навигационной характеристике предстоящего пути. Данные о распределении льдов с указанием их кромок и разновидностей рекомендуется наносить на бланковые карты или на кальки, снятые с навигационных карт.

Управление судном при плавании во льдах

Асимметричный ледокол
Источник: Wikipedia.org

Во время перехода судна большую роль играет получение дополнительных сведений и коррективов от радиостанций, несущих специальную службу, а также от ледоколов и отдельных судов, находящихся в том же районе. Кроме того, необ­ходимо иметь сведения о синоптической обстановке на время перехода и ледовые прогнозы.

Для правильной оценки получаемых сведений о льдах необходимо знать их классификацию, а по возможности и навигационную характеристику, определяю­щую степень проходимости льдов.

Плавание во льдах обусловливает повышенные требования к экипажам су­дов, и к судоводителям, и к матросам. Управление судном во льдах предъявляет ряд специфических требований к матросам, стоящим на руле. Помимо выполнения команд вахтенного помощника, рулевой матрос должен уметь самостоятельно ори­ентироваться при движении среди льда.

Классификация льдов

Морской плавучий лед не связан с берегом или дном и находится в постоян­ном движении (дрейфует) под воздействием ветра и течения. Плавучий лед являет­ся преобладающей категорией льда в морях и океанах. Образуются плавучие льды в море самостоятельно или в результате разлома припая (берегового льда).

Различаются плавучие льды по форме, размерам, возрасту, сплоченности и другим признакам.

По возрасту различают:

  • начальные образования льда (ледяные иглы, ледяное сало, снежуру, шу­гу, блинчатый лед, склянку, темный нилас);
  • молодой лед (светлый нилас, серый лед) толщиной 5-15 см;
  • зимний лед (серо-белый, белый лед) толщиной 15-200 см.

По форме лед подразделяют на:

  • неподвижный (ледяной заберег, припай, стояк, стамуха);
  • дрейфующий, или плавучий (обширные большие и малые ледяные по­ля, крупнобитый и мелкобитый лед, куски льда, ледяная каша).

По строению льда и состоянию его поверхности различают:

  • ровный лед;
  • наслоенный;
  • торосистый;
  • бесснежный;
  • заснеженный лед и сморозь.

По размерам плавучие льды делятся на следующие виды:

  • большие ледяные поля, состоящие из льдин размером свыше 10 км;
  • ледяные поля, состоящие из льдин размером в поперечнике 2-10 км;
  • малые ледяные поля – 0,5-2,0 км в поперечнике;
  • обломки полей – 100-500 м в поперечнике;
  • крупнобитый лед – льдины размером в поперечнике 20-100 м;
  • мелкобитый лед – льдины размером 2-20 м в поперечнике;
  • тертый лед – битый лед менее 2 м в поперечнике;
  • несяк – большой торос или группа торосов, смерзшихся вместе и представляю­щих собой отдельную льдину, высотой до 5 м;
  • крупный несяк – сильно торосистая льдина среднего размера, возвышающаяся над водой на 5 м;
  • малый несяк – небольшой кусочек льда зеленоватого оттенка, едва возвышаю­щийся над водой;
  • ледяная каша – скопление льда, состоящее из обломков не более 2 м в попереч­нике;
  • айсберг – монолитный отколовшийся от ледника кусок льда, выступающий над уровнем моря более чем на 5 м и находящийся на плаву (или на мели); по форме айсберги подразделяются на столообразные, куполообразные, наклонные, с ост­роконечными вершинами, окатанные или пирамидальные;
  • ропак – отдельная льдина, стоящая вертикально или наклонно и окруженная сравнительно гладким льдом.

Терминология

Границы среднего распространения льда – среднее положение кромки льда для заданного месяца или сезона, выведенное из многолетних наблюдений.

Редкий лед – различного вида плавучий лед, преимущественно битый, равномерно распределенный и занимающий до 30 % ви­димой поверхности моря (сплоченность 1-3 балла).

Предлагается к прочтению: Организация вахтенной службы при плавании судна в стесненных условиях

Разреженный лед – различного вида битый дрейфующий лед, занимающий более половины видимой поверхности (сплоченность 4-6 баллов). Разрежение льда вызвано двумя причинами:

  • приливо-отливными течениями, периодически сжимающими и разрежаю­щими льды, и
  • таянием льдов.

Сплоченный лед – скопление плавучих льдов, покрывающих около 80 % види­мой поверхности (сплоченность 7-9 баллов).

Сплошной лед – сплошная масса, покрывающая все видимое пространство моря (сплоченность 10 баллов).

Управление судном при плавании во льдах

Атомоход Россия, движущийся во льдах
Источник: Fleetphoto.ru

Лед может быть легким, тяжелым и деформированным.

Легкий лед толщиной до 60 см свободно преодолим ледоколами, а при бла­гоприятных условиях – судами с усиленным подкреплением корпуса.

Тяжелый лед толщиной более 60 см с торосами возрастом больше одного года с трудом преодолевают только мощные ледоколы.

Деформированный лед, наслоенный с глубиной наслоений до 20 м. Это лед торосистый и может быть непроходим даже для самых мощных ледоколов.

Торошение – вид формирования ледовых препятствий, когда разломы, столк­новения и сжатия льда образуют торосы.

Торосы – нагромождение льдин, обычно смерзшихся; могут располагаться отдельными образованиями и группами, чаще грядами.

По месту нахождения торосы могут быть береговыми и морскими. Они обра­зуются от взлома, раздробления и надвигания льдов.

В шуге суда двигаются легко, а плотный эластичный покров снежуры за­трудняет движение, так как он не колется форштевнем, а только сжимается; тонкий лед или корку суда проходят с некоторыми затруднениями.

Сжатие льда – уплотнение под влиянием вет­ров и течений. Сжатие льда наблюдается и во время смены приливоотливных течений независимо от вет­ров. Ветры могут только усилить или ослабить, задержать или ускорить приливо-отливные сжатия. Это явление составляет самое большое затруднение для плавания.

Сплоченность плавающего льда определяется по десятибалльной шкале:

Шкала сплоченности дрейфующего льда
БаллыРазмер площадиХарактеристика
Льда нетЧистая вода
1Площадь, занятая дрейфующими льдами, в 9 раз меньше площади проме-жутков воды между нимиРедкий лед
2Площадь, занятая дрейфующими льдами, в 4 раза меньше площади проме-жутков воды между нимиРедкий лед
3Площадь, занятая дрейфующими льдами, в 2-2,5 раза меньше площади промежутков воды между нимиРедкий лед
4Площадь, занятая дрейфующими льдами, в 1,5 раза меньше площади про-межутков воды между нимиРазреженный лед
5Площадь, занятая дрейфующими льдами, равна площади промежутков воды между нимиРазреженный лед
6Площадь, занятая дрейфующими льдами, в 1,5 раза больше площади промежутков воды между нимиРазреженный лед
7Площадь, занятая дрейфующими льдами, в 2-2,5 раза больше площади промежутков воды между нимиСплоченный лед
8Площадь, занятая дрейфующими льдами, в 4 раза больше площади промежутков воды между нимиСплоченный лед
9Площадь, занятая дрейфующими льдами, в 9 раз больше площади промежутков воды между нимиОчень сплочен¬ный лед
10Льдины полностью покрывают видимую поверхность моряСплошной лед

 

Признаки приближения ко льдам

Для обеспечения безопасности плавания очень важно заблаговременно об­наружить приближение льда, особенно при плохой видимости или тумане, чтобы своевременно уменьшить ход, усилить наблюдение, проверить местоположение судна. Признаками приближения ко льдам являются:

  • «ледовый отблеск» или «ледовое небо» – характерное белесоватое отсвечи­вание на облаках над отдельными скоплениями льдов. Отблеск бывает осо­бенно ясен при хорошей прозрачности воздуха, когда льды покрыты снегом;
  • «водяное небо» – темные пятна на низких облаках над участками чистой во­ды, расположенными среди льдов; темные пятна на облаках иногда являются отражением грязного льда. При безоблачном небе чистую воду или льды иногда можно обнаружить благодаря рефракции;
  • понижение температуры забортной воды, иногда резкое, указывающее на почти предельное приближение ко льдам;
  • понижение температуры воздуха, наблюдающееся при подходе к обширным полям льда, особенно при ветре со стороны льда.
  • изменение характера волны; короткая волна, иногда толчея при подходе ко льдам с наветренной стороны и ослабление при подходе с подветра;
  • появление мелкобитых льдинок и «ледяной каши»;
  • появление тумана над горизонтом;
  • шум, треск и шорох, слышимые при приближении к торосистым льдам;
  • эхо при свистках или выстрелах, отраженное от близких, высоких тороси­стых масс льда и от крупных айсбергов;
  • появление моржей, тюленей и стай птиц.

Ледовые карты

Общее представление о распределении льда в районе плавания дает ледовая карта. Информацию о состоянии льда получают с помощью искусственных спут­ников Земли, самолетов и вертолетов ледовой разведки, судовых наблюдений, бе­реговых пунктов наблюдений, автоматических дрейфующих ледовых станций. С использованием всей этой информации береговыми службами подготавливаются ледовые карты, которые передаются на суда.

Решение о движении судна во льдах принимается на основе анализа ледовых карт, на которых в виде символов отображаются характеристики ледового покрова. Главным условным знаком в этой системе символов является овал, в котором ука­зываются основные навигационные характеристики льда (рис. 1), где буквой С обозначена общая сплоченность льда в баллах.

Управление судном при плавании во льдах

Рис. 1 Овальный символ морского льда

  • Са, Сb, Сс – сплоченность льда самого толстого (Са), менее толстого (Сb) и третьего по толщине (Сс), баллы;
  • Sa, Sb, Sc – возраст льда, сплоченность которого, соответственно, равна Са, Сb, Сс;
  • Fa, Fb, Fc – преобладающие формы льда, возраст которого, соответственно, равен Sa, Sb, Sc.

Для возраста льда используются следующие основные цифровые символы:

  • 1 – начальные виды льда;
  • 2 – нилас, толщиной до 10 см;
  • 3 – молодой лед, толщиной 10–30 см;
  • 4 – молодой лед, толщиной 10–15 см;
  • 5 – молодой лед, толщиной 15–30 см;
  • 6 – однолетний лед, толщиной 3 -250 см;
  • 7 – старый лед, толщиной более 250 см;
  • Δ – материковый лед;
  • X – возраст неизвестен.

Для обозначения формы ледяных образований применяются следующие цифровые символы:

  • 1 – тертый лед или ледяная каша;
  • 2 – мелкобитый лед;
  • 3 – крупнобитый лед;
  • 4 – обломки ледяных полей;
  • 5 – большие ледяные поля;
  • 6 – обширные ледяные поля;
  • 7 – гигантские ледяные поля;
  • 8 – припай;
  • 9 – айсберги;
  • X – форма неизвестна.

Пример применения овального символа морского льда, приведенного на рис. 1, означает, что в данном районе находится лед общей сплоченностью 6 баллов. Из них 2 балла – обломки полей старого льда, 1 балл – крупнобитый молодой лед, 3 балла – нилас, форма которого не определена.

Наряду с главным символом – овалом, на ледовой карте применяются и дру­гие символы, дополняющие и конкретизирующие общую картину распределения льда:

Дополнительные ледовые символы

Управление судном при плавании во льдах

торосистость льда, в баллах;

Управление судном при плавании во льдах

разрушенность льда, в баллах;

Управление судном при плавании во льдах

заснеженность льда (С – площадь покрытого снегом льда в десятых долях от общей площади; S – заснеженность в баллах ← направление застругов);

Управление судном при плавании во льдах

сжатие льда в баллах;

Управление судном при плавании во льдах

рекомендованные маршруты движения.

 
На ледовой карте каждая зона льда с примерно одинаковыми характеристиками выделяется по ее границе изолиниями (рис. 2). Для наглядности различные зоны могут быть заштрихованы.

Управление судном при плавании во льдах

Рис. 2 Ледовая карта

Условные обозначения
Раскраска обзорных карт по возрасту (стадиям развития) льда: применяется в период
образования, становления и частичного разрушения льда “зимняя раскраска по возрасту”
Возрастные характеристики льда:
условная раскраска по цвету:применение графических символов:
* *
*
начальные виды льда
нилас, склянка (толщина до 10 см)

Управление судном при плавании во льдах

серый лед (10-15 см)

Управление судном при плавании во льдах

серо-белый лед (15-30 см)

Управление судном при плавании во льдах

тонкий однолетний (белый) лед (30-70 см)

Управление судном при плавании во льдах

однолетний лед средней толщины
(70-120 см)

Управление судном при плавании во льдах

толстый однолетний лед (более 120 см)

Управление судном при плавании во льдах

остаточный однолетний лед

Управление судном при плавании во льдах

двухлетний лед (до 2,5 м и более)

Управление судном при плавании во льдах

многолетний лед (около 3 м и более)

Управление судном при плавании во льдах

Формы плавучего льда:Условные обозначения, возраст:

Управление судном при плавании во льдах

мелкобитый леднилас

Управление судном при плавании во льдах

крупнобитый ледсерый

Управление судном при плавании во льдах

обломки ледяных полейсеро-белый

Управление судном при плавании во льдах

большие полятонкий

Управление судном при плавании во льдах

обширные ледяные полясредний

Управление судном при плавании во льдах

гигантские ледяные полятолстый

Управление судном при плавании во льдах

ледяная кашастарый

Управление судном при плавании во льдах

блинчатый лед

Управление судном при плавании во льдах

припай
Возрастные характеристики неподвижного льда (припая) в см:Обобщенные характеристики льда:

Управление судном при плавании во льдах

ниласовые льды (5-10 см)

Управление судном при плавании во льдах

возрастной состав дрейфующих льдов

Управление судном при плавании во льдах

молодые льды (10-30 см)

Управление судном при плавании во льдах

торосистость льда (в баллах)

Управление судном при плавании во льдах

тонкий однолетний лед (30-70 см)

Управление судном при плавании во льдах

показатель сжатия (в баллах)

Управление судном при плавании во льдах

однолетний лед средней толщины (70-120 см)

Управление судном при плавании во льдах

наслоеность льда

Управление судном при плавании во льдах

толстый однолетний лед (>120 см)

Управление судном при плавании во льдах

разрушеность льда

 

Раскраска обзорных карт по сплоченности:
применяется в период разрушения и таяния льда
“летняя раскраска по сплоченности”
Сплоченность льда:Формы плавучего льда:
сплошной, смерзшийся спл. и очень спл. дрейф. лед (9-10/10)

Управление судном при плавании во льдах

мелкобитый лед
сплоченный лед (7-8/10)

Управление судном при плавании во льдах

крупнобитый лед
разряженный лед (4-6/10)

Управление судном при плавании во льдах

обломки ледяных полей
редкий лед (1-3/10)

Управление судном при плавании во льдах

большие поля
отдельные льдины (<1/10)

Управление судном при плавании во льдах

обширные ледяные поля

Управление судном при плавании во льдах

чистая вода

Управление судном при плавании во льдах

гигантские ледяные поля

Управление судном при плавании во льдах

айсберговые воды

Управление судном при плавании во льдах

ледяная каша

Управление судном при плавании во льдах

блинчатый лед
Условные обозначения
чисто
1-3
4-6
7-8
9-10
10

Управление судном при плавании во льдах

припай

 

Современные средства доставки и отображения гидрометеорологической информации на суда

В 2006 году на базе Арктического и Антарктического института (ААНИИ) создана система контроля и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы для обеспечения морской деятельности в арктических и замерзающих морях РФ.

Основными источниками исходной информации являются:

  • искусственные спутники Земли;
  • наземная сеть береговых и островных полярных станций;
  • автоматические дрейфующие буи;
  • отечественные и зарубежные центры гидрометеорологической информации.

Решаемые задачи:

  • контроль ледяного покрова;
  • долгосрочное планирование операций;
  • выбор оптимального маршрута плавания.

В результате разработан «ледовый терминал», позволяющий отображать на мо­ниторе судового компьютера в виде непрозрачных и прозрачных слоев совмещен­ные с навигационной картой следующие данные:

  • изображения поверхности, получаемые с ИСЗ;
  • фактические ледовые карты;
  • прогностические ледовые карты;
  • синоптические карты и прогнозы погоды;
  • навигационные рекомендации.

Информация поступает посредством каналов связи, предоставляемых системами Inmarsat, Globalstar, Iridium или Internet. Ниже приведены примеры использования «ледовых терминалов» на судах (рис. 3 – 6).

Управление судном при плавании во льдах

Рис. 3 Ледовая карта

Управление судном при плавании во льдах

Рис. 4 Ледовый прогноз в Татарском проливе

Управление судном при плавании во льдах

Рис. 5 Рекомендованный маршрут в Татарском проливе

Управление судном при плавании во льдах

Рис. 6 Маршрут судна при следовании во льдах

Dream-yachts
Добавить комментарий